Глава Примтеплоэнерго Александр Патрин: Мы модернизируем систему отопления и создаем альтернативное тепло

Солнечные батареи, ветродизели и угольные котельные уже входят в жизнь приморцев. Крупнейший поставщик тепла в крае КГУП "Примтеплоэнерго" проводит обширную модернизацию системы отопления, и, применяя инновационный подход, создает "альтернативное" тепло. О том, как это происходит и как скажется на жизни простых обывателей, корр. РИА PrimaMedia в интервью рассказал генеральный директор предприятия Александр Патрин.

Экономика должна быть экономной

- Сейчас компания "Примтеплоэнерго" проводит модернизацию. Как она проходит? Ведь многие коммуникации технически устарели. Что решать труднее всего?

- Модернизация непростой процесс. Тема актуальна, она назрела - это понимает и правительство, и президент. ЖКХ раньше было такое: никто ничего не считал. Есть тепло - и хорошо. "А какой ценой давалось это тепло?" - только сейчас стали задавать подобные вопросы. С недавнего времени мы заставляем директоров филиалов, руководителей тепловых участков, начальников котельных считать каждый ресурс. Ввели практику ежеквартальных балансовых комиссий. Их показатели - это итоги года. По ним выплачиваем коллективу 13-ую зарплату. Учитываются два критерия - выполнение плана по себестоимости и 100% собираемость. Трудный план, показатели серьезные. В этом году с ними справились три филиала и несколько тепловых районов. В прошлом их было меньше.

А в Находке пошли дальше - начали считать по котельным. "Уложились" в себестоимость - получают 13-ую зарплату. Это очень важно. Вода, электричество, топливо - они должны все считать. И задача дирекции, сделать так, чтобы этот механизм заработал. Чтобы каждый рабочий понимал: это в том числе и его деньги в песок утекают. Мы в нынешнем году подняли общий фонд зарплаты на 10%, хотя повышения тарифов у нас нет.

Проблем, конечно, хватает, как и на всех больших предприятиях. Положим, не получил рабочий 13-ую зарплату. Он не пойдет к генеральному директору узнать, почему, а поинтересуется у начальника котельной. А там ответ один - дирекция не дала. Чтобы держать сотрудников в курсе происходящего, выпускаем корпоративную газету. Каждый директор филиала рассказывает коллегам, почему его коллектив не получил дополнительную зарплату. И эти газеты на каждой котельной. Пока же из работников 40 котельных в Находке получили 13-ую всего 11 коллективов. Плюс один тепловой участок.

- Как оцениваете решение о заморозке тарифов и их повышении только с июля? Ведь меньше средств будет поступать на ту же модернизацию, закупку топлива.

- Конечно, заморозка тарифов осложняет жизнь предприятию. Ведь это наша доходная часть. Но с другой стороны, я тоже житель края и потребитель. И понимаю, что тарифы на тепло высокие. Но они обоснованы экономически. Получается, с одной стороны, надо поднимать, с другой - они и так высокие. Мы посчитали - у нас 20% потерь. То есть, более 2 млрд рублей. Эти потери заложены в тарифе. В Приморье есть предприятия, где потери и до 40% доходят. Так вот, в прошлом году нам удалось снизить потери на 300 млн рублей.

- А за счет чего?

- У нас есть программа энергосбережения, которая готовилась 1,5 года. Каждый тепловой район прорабатывает такие моменты, как оптимизация теплоснабжения, применение новых материалов. Минувшим летом мы уложили 60 км пластиковых труб. Это новая технология, позволяющая уменьшить потери воды. Гарантия - 50 лет, упрощенная укладка. Спрос на них увеличивается. Трубы не боятся мороза, не требуют ремонта.

У нас есть своя программа, плюс краевая программа, в которой мы активно участвуем. Учитывая это, нам в 2012 году дают 400 млн рублей из федерального бюджета. Такого еще не было в истории компании.

Автоматизация работы

- Слышал, что на предприятии выстраивается новая схема работы - по современным технологиям?

- Внедрена система, позволяющая отслеживать работу каждого филиала в реальном режиме. На предприятии уже давно внедрен электронный документооборот. Есть такая программа - "Директум". Теперь документы не теряются, как это иногда бывало, и можно контролировать процесс. Есть и электронная программа учета воды. У нас большая проблема с утечками, особенно в филиалах. Так вот, в онлайн-режиме мы отслеживаем по новым счетчикам, сколько воды уходит в каждом филиале. Есть плановая цифра на каждую котельную, и мы вовремя увидим, где "потекло". Это дисциплинирует всех.

Еще один аспект - большая программа автоматизации процесса. В диспетчерских за работой котлов следит компьютер. Если что-то неладно, он сразу "сообщает". То есть, подчеркиваю, в котельных людей нет. И сразу за несколькими объектами может наблюдать один человек. Такая система уже внедрена в Надеждинском районе. Сейчас идет тестирование, термороботы работают без участия человека. Как следствие, серьезная экономия.

Уголь снова победил мазут - в цене

- Многие жалуются - отопление бьет по карману, люди "отрезаются". Почему тепло стало дорогим?

- Основная составляющая тарифа - затраты на топливо. Сегодня мазут стоит 20 тысяч рублей за тонну. А, когда котельные только переводили на мазут, он стоил копейки. Есть специальная программа перевода котельных с мазута на уголь. В первую очередь она рассчитана на котельные с быстрой окупаемостью. Это полностью "мазутные" Дальнегорск и Находка. Мы приобрели в Дальнегорске котельную, будем ее переводить с мазута на уголь.

Там внедряется новая технология сжигания угля, позволяющая брать низкокалорийные угли. В Новошахтинске такой котел уже работает. Он горит даже при 75% шлака и 25% угля. Мы пришли к выводу, что 50 на 50 - оптимальное решение.

В Дальнегорске котлы такие же, только мощнее. Там практически,ТЭЦ. У нас заложена автономная турбина, вырабатывающая электроэнергию котлу и городу. У компании "Бор" есть отходы переработки. Будем делать из отходов горения и отходов "Бора" кирпич без применения цемента. Такую технологию нам предложили ученые из Новосибирска. Так что недалеко от котельной будет стоять кирпичный завод с безотходным производством.

- Это планы на ближайший год или на несколько лет?

- Два котла в Дальнегорске надеемся запустить уже в апреле. А завод в течение пяти лет. Сначала надо перевести котельные на уголь. Эта программа рассчитана на несколько лет. За два-три года мы должны изменить топливный баланс. Минувшим летом в Дальнегорске уже успели многое сделать. А этим летом закончим второй этап, доделаем пять котлов. Останется только Славянка.

Альтернативное тепло идет в село

- В селе Перетычиха предприятие ставит ветродизельный автономный энергетический комплекс, использующий энергию ветра. Как ветряки скажутся на стоимости электроэнергии?

- Завозить топливо в отдаленный Тернейский район очень сложно и затратно. Как обойтись без дизельного топлива? Решили поставить мощные ветряки. Возможно, стоимость на энергию и снизится. Для нас все это в новинку, и мы пока располагаем лишь прогнозами. Но то, что это благотворно скажется на экологии, уже ясно. Такое оборудование планируется поставить и в Находке.

- Какую еще альтернативную энергетику вы планируете использовать?

- В Каменке в следующую зиму хотим перевести котельную на опилки. А пока везем сюда мазут из Омска, получается дорого. Еще одно новшество - котельная в Надеждинском районе на сжиженном газе. Но такой газ все-таки дороговат. Вот, когда придет природный, надеюсь, будет лучше. Мы к этому готовимся уже сейчас. Некоторые наработки мы опробуем у себя на предприятии. У нас территорию освещают уличные фонари с солнечными лампами. За день они накапливают столько энергии, что без проблем горят всю ночь напролет. Эту технологию можно применять и более масштабно - во Владивостоке достаточно ясных дней. А солнечные батареи дают нашему зданию тепло и горячую воду. Сейчас мы готовим проект для установки таких батарей в детском доме в Арсеньеве.

Зима - аварии и альтернативщики

- Почему происходит так, что перед отопительным сезоном все внутренние системы готовы, а потом начинаются проблемы?

- Холод - это уже проблема. И потом, невозможно все предусмотреть во время подготовки - это техника. Плюс сильный износ теплосетей: никто не знает, где может рвануть. В этом году у нас получше, активно меняем сети. Но мы только в начале этого пути. Полная замена сетей потребует несколько лет. В той же Находке порядка 200 километров сетей. В прошлом году заменили 12. Несложно посчитать, насколько это растянется при таких темпах. Вообще, в процессе подготовки к зиме важно взаимодействие всех уровней - от ресурсоснабжающего предприятия до распределяющего. Но управляющие компании не особо идут на контакт.

- До сих пор происходят отключения то горячей воды, то тепла. С чем они связаны?

- В основном с отключением электроэнергии либо аварией на электростанциях. Из-за этого пропадают тепло и вода в котельной. Чтобы ее запустить, нужно 3-4 часа. У нас больше половины перебоев в подаче тепла и горячей воды происходит из-за отключения электроэнергии.

- Прошедшей зимой случилось несколько скандалов с так называемыми альтернативщиками. Взбунтовались те, кто отрезался от центрального отопления в Дальнегорске. В Славянке продолжают выдавать разрешения на отсоединение, нарушая закон. И у каждого своя правда...

- Альтернативщики - это проблема Приморья. Некоторые муниципалитеты проводят такую политику: за все в ответе Примтеплоэнерго. В Славянке отрезалась половина дома, оставшуюся часть мы отапливаем. А территория внутри дома общая. Но одни за нее не платят, а другие в итоге платят вдвойне. Ведь подвалы, подъезды, чердаки тоже получают тепло. А альтернативщики считают, если они отрезали свои квартиры, то вообще ни за что платить не должны. Но ведь это не так. Администрация Славянки стала самовольно давать разрешение на "отрезание". Хотя это незаконно. Более того, это крайне рискованно технически. Если будет так продолжаться, мы откажемся предоставлять свои услуги в этом населенном пункте, пусть создают свою компанию.

Возможно, у местной власти это лучше получится. Побеждая в конкурсе, мы ведь арендуем котельные на отопительный сезон. И, в принципе, можем выбирать, где работать, а где нет.

Долг платежом красен

- Как решаются проблемы с долгами муниципалитетов, всегда ли доходит до суда?

- Парадокс, но у нас не очень богатые муниципалитеты платят исправно, а развитые нет. Долг по краю составляет 235 млн рублей. Через суд востребовать такие долги сложно, даже если есть исполнительные листы. А главы, получается, запросто могут обмануть предприятие, где, между прочим, трудятся и их земляки. Ведь мы должны платить людям зарплату, причем вовремя, должны делать ремонты - и тоже вовремя. Зиму ведь не отложишь. Причем, за жизнеобеспечение вверенной территории ответственна как раз местная власть. А впечатление такое, словно неплательщики уверены - на предприятии есть некий виртуальный кошелек, куда деньги поступают из воздуха. Так, 81 млн рублей должен бюджет Арсеньева. Осложняет работу и то, что главы часто меняются. Только найдешь общий язык - а его уже нет.

- А сколько должны простые потребители?

- Потребители края должны Примтеплоэнерго 1,6 млрд рублей. Хуже всего обстоят дела в Фокино, там люди не привыкли платить за тепло. И еще один парадокс - пенсионеры платят вовремя, а вот люди более состоятельные зачастую копят многотысячные долги.

Надеемся, поможет система электронных платежей, которую мы только что ввели. У потребителей появится возможность оплачивать квитанции за тепло через Интернет с помощью банковских карт. На сайте компании primtep.ru есть вся информация. Достаточно прийти один раз к нам в офис или в филиал, оформить код доступа и - оплачивайте счета, не выходя из дома. Очень удобно. 

Разработка сайтов в Саратове
Все права защищены © 2004—2024
ООО «Волгопромэнерго»
41003, Россия, г. Саратов
ул. Гвардейская, 2А
Тел.: +7 (8452) 57-26-57
Эл. почта: